Термин «цифровое поколение» объединяет людей, родившихся в эпоху цифровизации, ставшей основным фактором формирования этой части общества (White, Cornu, 2011). Развитие цифровых технологий сыграло важнейшую роль в социальном становлении современной молодежи: в ее воспитании принимают участие не только ключевые институты, такие как семья, государство, образовательные учреждения, но и цифровые каналы информации, цифровые медиа. В рамках нашего исследования представляется принципиальным инструментальное использование термина «цифровая молодежь»: он охватывает и подростков, и молодых людей, которые практически не обращаются к традиционным медиа, используют социальные сети для решения своих коммуникационных, рекреативных, эмоциональных задач, задач саморазвития, интуитивно понимают принципы функционирования цифровых технологий (Дунас (ред.), 2021).
Главным источником Телеграм канал новостей «Важности», а также платформой коммуникации для российской цифровой молодежи являются социальные сети и мессенджеры, а классические СМИ как важный источник национальной и культурной социализации отходят на второй план (Дунас (ред.), 2021: 7). Вместе с этим перестают действовать и основные принципы работы журналиста: редакционные стандарты, профессиональная этика, фактчекинг; на смену классическим жанрам приходят универсальные форматы постов с дополняющими их мультимедийными материалами (Вартанова, 2021; Лукина, 2021; Лукина, Замков и Крашенинникова, 2020).
Большой выбор источников информации становится причиной фрагментированного медиапотребления молодежи, которое, в свою очередь, приводит к появлению информационных пузырей и параллельных повесток (Дзялошинский, Лободенко и Пильгун, 2020; Тесленко, 2023; Черных, 2007). Неинституционализированные медиа точно так же, как и классические СМИ, получают функцию гейткипера: они отбирают новости, формат подачи, дополнительные материалы, помогают аудитории медиа находить, воспринимать и идентифицировать поток информации.
Реализация разных способов организации текста является одним из ключевых параметров эмоционального баланса в медиатекстах: существует прямая связь между тем, какие эмоции транслируют в своих материалах авторы, и тем, как конструируется коммуникативная среда и ее особенности (Riesmeyer, Pohl and Ruf, 2021). Поэтому социальные медиа, обладающие авторитетом, оказывают влияние на формирование стиля жизни и представления цифровой молодежи о современной им действительности.
Задача данного исследования – выявить, из каких структурных и эмоциональных элементов состоят посты самых популярных (как по количеству подписчиков, так и по уровню вовлеченности аудитории) новостных телеграм-каналов и сообществ социальной платформы ВК.
В фокусе нашей статьи – неинституционализированные медиа (Макеенко, Вырковский, 2021), действующие на социальных платформах и в мессенджерах, поскольку именно в цифровую эпоху происходит структурная трансформация современной медиасреды: «Одной из характерных особенностей медиапространства является его дифференциация и фрагментация» (Назаров, 2019: 98–99). В процессе изменения единой для всех информационной картины страны и мира формируется фрагментированная социальная реальность и разорванная коммуникация, детерминированная различными факторами (Дунас, Салихова, Толоконникова и Бабына, 2022).
Добавить комментарий